Адаптация младших школьников после летних каникул
В сентябре детям приходится возвращаться за парты после веселого и беззаботного лета. Конечно, это нелегко: опять уроки, обязанности, ранние подъемы. Волнительно от мыслей, как он адаптируется к учебному процессу и не повлияет ли это на качество знаний.
Адаптация – это процесс привыкания к чему-либо новому или давно забытому. Летом дети отвыкают от учебного класса, учительницы, одноклассников. И самое главное, от ответственности. Летом можно было часами гулять во дворе, отдыхать и ни за что не отвечать, а в сентябре опять придется соблюдать жесткий график. Легко ли высидеть целый урок, если бегать и кричать нельзя, а на улицу не выводят?
Что же предпринять, чтобы адаптация проходила успешнее? Первым делом уже в августе начинать морально готовить ребенка к школе. Можно воспользоваться услугами частного репетитора по математике или английскому языку, он поможет настроиться на рабочий процесс.
Стимулируйте познавательные процессы с помощью различных методов и упражнений. Настраивайте ребенка позитивно на школу, интересуйтесь школьной жизнью, расспрашивайте об одноклассниках. Расскажите, что в школе можно узнать очень много нового и интересного, ходить на экскурсии, выступать на утренниках, рассказывать стихи.
Обычно привыкание к новому школьному году длится от 2-х недель до 3-х месяцев. Это зависит от индивидуальных особенностей каждого школьника, от состояния нервной системы, типа темперамента и характера. Ученики, которые умеют общаться, находить общий язык как с одноклассниками, так и с учительницей, приспосабливаются к новым условиям за неделю. Они чувствуют себя комфортно на уроках, на переменах и на продленке.
Если ребенок адаптировался в октябре-ноябре, можно говорить, что этот период у него прошел не очень удачно. Родителям следует больше внимания уделить психологическому состоянию ребенка. Однако если в декабре у него налаживаются взаимоотношения со сверстниками, он не капризничает и с удовольствием рассказывает о школе, можно не переживать.
Бывает так, что младшие школьники конфликтуют с ребятами и учителями, грубят, постоянно что-то выкрикивают на уроках, агрессивны, могут даже встречаться истерики и неадекватное поведение. С такими детками должен работать психолог, он порекомендует, как быть дальше.
Все младшие школьники проходят адаптацию после летних каникул, сначала переживают и с опаской идут в школу. А потом им нравится узнавать каждый день что-то интересное, новое, общаться с друзьями.